Что привлекает вас в южных странах у моря?

Кухня? Природа? Теплое море? 

А что в северных?

Похоже, не теплое море и не кухня 🙂

 

Оказывается, есть люди, которые готовы не купаться в море и не есть вкусную еду во время, может, единственного отпуска в году! Они готовы даже иногда мокнуть под дождем и немного мерзнуть. Для чего? Наверное, потому, что впечатления не ограничиваются едой и теплой водой. На севере другая атмосфера, города и люди. Природа действительно другая. Хотя, может, это именно восприятие человека делает ее другой. А всего-то надо, чтобы средняя температура была меньше градусов на 10 меньше. И все видится другим.

Клише «суровая природа» все-таки клише, но пока лучшего слова не подберешь. Конечно, говорить, что природа Голландии, юга Норвегии или Дании сурова, это некоторое преувеличение. Наверное, по сравнению с Антарктидой или Новой Землей это курорты. Но избалованному лагунами Таиланда или Турции туристу, любой фьорд кажется суровым.

Еще северные страны я бы сравнил с деликатесом. Когда человек начинает пробовать разные блюда, его вкус только развивается. Он ездит в Италию, Хорватию, Испанию. Потом его вкус требует чего-то иного. И вот он смакует Швецию и Лофотенские острова, а потом стоит на каком-нибудь мокром валуне в дождевике и ловит бледным, северным лицом холодные брызги Северного Ледовитого океана )

Вообще, конечно в мире больше красок и оттенков. Я знаю солнечную и жаркую Шотландию, знаю, что такое не вылезать сорок минут из Северного моря, потому что тепло.

Попробую резюмировать относительно короткий опыт яхтинга в Норвегии, Голландии и Шотландии.

 

Голландия

 Набившая оскомину ассоциация про Голландию: трава, красные фонари, тюльпаны. Для меня все по-другому. Предпочитаю пить там пиво, поля с тюльпанами не видел ни разу. Для меня Голландия это каналы, море, провинциальные городки, селедка. А еще страна парусов. Столько лодок на воде одновременно я не видел нигде больше.

Голландцы когда-то были известными мореходами. Ост-Индийская голландская компания была в 16 веке самой дорогой частной компанией мира. Тасмания и мыс Горн названы в честь голландца и голландского города Хоорн. Кстати, если вы пройдете на лодке под голландским флагом вокруг мыса Горн, то ваше имя внесут в памятный реестр в музее мыса Горн в том самом городке.

Голландия

Корабелами голландцы и сейчас остались. В этой стране, наряду с Италией и Германией, производится подавляющее большинство супер- и мега-яхт в Европе.

Нидерланды (это точное название страны) не могут похвастаться удивительными пейзажами норвежских фьордов или греческих Ионических островов. Страна плоская, на расстоянии 10 морских миль сушу почти не видно, настолько она низкая. Но все компенсируется живописными городами, деревнями, каналами и шлюзами. Самая популярная морская акватория Нидерландов это две большие «запруды»: Айссельмеер и Маркермеер, Ваттово море и южная группа Фризских островов: Вексель, Терсхилинг, Влиеланд.

Запруды отделены от Ваттова моря дамбами. В них есть шлюзы. Из Меркермеера можно попасть в Амстердам и остановиться в марине напротив вокзала. 5 минут на бесплатном пароме и вы в центре города.

По берегам запруд находится много, как это водиться в Голландии, исторических городов: Урк, Хоорн, Волендам, Энкхаузен, Медемблик, Маккум. Переходы небольшие, стоянки комфортные.

К слову о стоянках. Когда я первый раз был в Голландии, меня поразило отсутствие контроля со стороны персонала марин. Можно было придти на стоянку после 18, когда рабочий день уже закончен, самостоятельно купить магнитную карточку для электричества, воды и душа. А утром самостоятельно через автомат заплатить за стоянку и уйти. То же самое происходит и в других североевропейских странах.

Чуть смелости и из Айсельмеера можно попасть в Ваттово море. Мелкое, приливное, сложное для навигации после хождения по неприливным водам Средиземки. Мои любимые стоянки в Голландии это Терсхилинг и Тексель. Прямо в маринах есть прокат велосипедов. 10 евро — и ты мчишься по хорошим дорожкам через поля и леса. Да, леса в Голландии есть. Тексель даже с намеком на гористость. Правда это гористость песчаных дюн. Куропатки, вереск, многокилометровые пляжи. Кстати, именно на Текселе снималась известная финальная сцена из фильма «Достучаться до небес», в которой главные герои сидят на песке и смотрят на море.

А вечером — ужин в ресторане марины. Местное пиво, баранина, умиротворяющий вид моря.

Если взять в аренду местные плоскодонные суда, лемстераки, то можно часть пути проделать через каналы и города, которые вдали от воды. На обычной, круизный килевой яхте это тоже возможно. Просто на плоскодоннее можно не бояться сесть на мель, можно идти вплотную к берегу канала. Как-то мы заблудились в каналах и в буквальном смысле продирались через деревушку, чтобы не делать обратный рук на полтора часа. От борта до обшитым деревом берега канала было по 30 сантиметров. Мужчины из экипажа на веревках протягивали нашу лодку через повороты. Но, неизменно голландцы приветливо махали нам руками. 

Северяне вообще приветливее, на мой взгляд, южан. Это может быть чуть менее естественное, но все равно более приятное проявление, чем угрюмость или грубость итальянца или хорвата.

Норвегия

Если в Норвегию не едут за рыбалкой, то едут за фьордами. Популярных, тиражированных фотографиями из интернета, не так много. Они с высоченными отвесными скалами по бокам и очень длинные. Как раз в таких фьордах расположены три самые раскрученные «смотровые площадки» Норвегии: Прекестулен, Кьераг-болт и Троллтунга. Или Скала проповедника, Горошина-застрявшая-в-скалах и Язык тролля. И все в юго-западной Норвегии. 

Но вообще фьордами называются все заливы и проливы не зависимо от высоты и глубины. Даже если они высотой 20 метров. Так что одним из моих первых впечатлений были именно низкие берега. Я вглядывался в сторону севера и искал глазами, где же эти километровые обрывы.

Маршрут мы сделали так, что из упомянутых трех точек, должны были регулярно посещать две: Прекестулен и Кьераг. Лучшее место старта — Ставангер. Это крупный по норвежским меркам город с аэропортом, маринами, инфраструктурой. Крайними точками стали Хаугезунд и Люсеботн. Между ними: полтора десятка стоянок, диких и цивилизованных, которые мы чередовали по настроению и погоде.

Обязательными были только три. Тау, из которого мы ездили на автобусе на Прекестулен, Люсеботн, ближайшая к Кьераг-болту стоянка, и Хаугезунд, город, где можно полноценно закупиться провиантом и алкоголем.

С алкоголем у Норвегии особенные отношения. Все, что крепче пива, продается в специализированных магазинах, которые есть только к достаточно крупных городах и которые работают по очень ограниченному расписанию. Так что, если хочется вина, пожалуйста в Винмонополиен. При этом, конечно, в барах алкоголь без ограничения, и бары есть везде. Но цена еще выше.

Норвегия известна не только фьордами, но и ценами. Так что в пересчете на евро бургер и бокал пива могут стоить 25-30 евро. Это очень дорого. (Спойлер: в пересчете на человека мы потратили на питание, стоянки и топливо меньше, чем на Средиземке). Но это касается пива и крепкого алкоголя. Вино в винных монополиях начинается от 10 евро. И оно такого качества, какое в Европе бы и стоило около 10 евро.

Что мы делали для экономии? Что-то привозили с собой из России. Это не очень сложно. Сырокопченая колбаса, сладости, шоколад, чай, крепкий алкоголь из дьютифри. Во-вторых, экономили вообще. То есть покупали в супермаркетах или на рынке чуть с меньшим размахом. В-третьих, ужинали на яхте. Ну, и рыбачили!

С рыбалкой в Норвегии действительно все просто. Ну, или, намного проще, чем в Средиземном море. Самая распространенная и эффективная снасть для любителя это пилькер: леска с 5-6 крючками и грузилом. Стоит эта конструкция очень дешево. Дальше надо только найти место. По карте выбираем «банку». Это локальное поднятие дна. Останавливаемся у такой банки и опускаем пилькер. Или три пилькера.

Да, иногда мы не могли поймать рыбу вообще. Но иногда мы поднимали пилькер, на некоторых крючках которого было по две-три рыбины. А в сумме на леске было до 6 штук. Обычно это скумбрия, реже была треска. Забыл сказать, что на пилькерах нет приманки. Рыба клюет просто так на крючки. 

Два дня уходили на трекинг. Днем мы садились в автобус, доезжали до базового лагеря и шли пешком. На Прекестулен тропа достаточно легкая. Мы видели пенсионеров с палочками, женщин с грудными младенцами, детей с собачками на руках. Путь наверх у них занимал часа полтора. На Кьераг-болт тропа сложнее. Но и там мы видели семьи с детьми 7-8 лет. Думаю, они тратили до двух с половиной часов на подъем. 

Кстати, Люсеботн оказалось популярным среди бэйсджамперов и любителей винг-сьютов местом. Сидишь в баре кемпинга, а в паре десятков метров приземляются минуту назад спрыгнувшие с километровой высоты. На высоте километр прыгунов не видно вообще. Обычно за ними можно следить только после раскрытия парашютов. 

У меня за пять недель чувства притупились немного, но до сих пор помню, как впечатляет высота километр прямо надо мной. Фьорд глубокий, к скалам можно безопасно подойти вплотную и почти потрогать стены рукой. 

Еще впечатлило доверие людей к незнакомым людям. За пять недель я лично отдавал деньги за стоянку в руки живому человеку лишь раз. Остальные: в конверте в ящик для сбора денег или через автоматы оплаты. Это, для русского глаза кажется очень странным: ведь можно просто уйти. Ну, не то чтобы желание такое возникает, а скорее, мысль, что ведь это возможно… Но для полноты картины скажу, что в Тау (откуда мы регулярно ездили на Прекестулен) нам иногда кто-то ночью подкладывал на лодку конверт для оплаты. Как бы говоря, «я слежу за тем, чтобы ы не забыли конверт…». 

Про погоду особенно сказать нечего. Если не ждать бесконечного солнца и купания, погода отличная. Иногда пасмурно, иногда дождь, часто солнышко.

Этим летом я в Норвегии не был, и чувствую, как внутри растет желание вернуться.

Шотландия

Одна из самых неожиданных, но долгожданных поездок. Два сезона я планировал круизы в Шотландии, и каждый раз что-то срывалось. В этот раз я поехал фактически вместо товарища, у которого навалилось мешающих обстоятельств. Но ожиданий от страны не было. И тем приятнее и ярче были впечатления. Я их просто впитывал. Вот левостороннее движение, вот английский английский, вот пиво, вот архитектура как в кино про Великобританию.

Наш тур был достаточно специализированным: туристы ехали на яхтинг по винокурням. На западном побережье Шотландии высокая концентрация винокурен (distilleries) — именно так называются фабрики, где гонят виски. Мы стартовали в Ларгсе, через острова Айла, Джура, Малл шли в Обан, а потом обратно.

В общем, виски это целый мир. Заметная часть истории Шотландии и ее современности. Есть очень красивые в своей (хотел написать древности, но привкус у этого слова не подходит к производству) бывалости винокурни. Города тоже несут в себе этот исторический флёр: вот бар, которому сто лет, вот трехсотлетний дом, — и такое там почти все.

Красивы не яркие краски побережья, горы, горные озера и луга. Туманы и приливные волны. Кухня так себе. Пиво отличное! Хотя все стоит по сравнению с Россией адски: пачка сигарет до тысячи рублей. Акцент шотландский похож на русский. Чего точно не хватило, так это поездки по суше. На Эдинбург посмотрел только из окна такси, Глазго вообще не увидел.

Все время пребывания удивляла ухоженность всего. Вот просто газон. Судя по всему он никому не нужен, но он аккуратен. Вот аллея. Не ясно, кто ухаживает, но она тоже радует глаз прибранностью. Обилие клумб, цветов, подстриженных кустов. В одном месте даже видели пальмы. Сказывается мягкость климата.

Александр Драгони

  • Адрес

  • Связь с нами