Восемь из десяти туристов парусной яхты хотят повторения. Пятеро возвращаются. Один из них начинает со временем подумывать о самостоятельности.

Хорошо отдыхать в классных местах со шкипером. Отлично, если шкипер оказался хорошим. Но в какой-то момент хочется самому придумать маршрут и самому пришвартоваться у городской набережной. Тут есть и практический момент экономии на гонораре наемного работника и то, что заставляет людей что-то делать именно самим. Потому что так нравится. «Сам!».

Для самостоятельного похода надо взять яхту в аренду, а для этого — прислать чартерной компании сканы своих документов. Среди которых — любительские права. Получить их не намного сложнее автомобильных.Так же надо посидеть в классе за учебником, так же выехать на «площадку» и «в город». Обычно это 7-10 дней похода вдоль побережья под началом инструктора и в компании еще 3-4 таких же курсантов.

 

Что изучают?

Нужны навыки «ориентации» в пространстве, управления яхтой под парусами и под мотором. Как показывает опыт, маневрирование под мотором на швартовках обычно вызывает наибольший стресс у начинающих шкиперов. Будущим капитанам нужен английский для радиообмена, нужны основы технического обслуживания яхты.

Такой базовый курс хорош и для тех, кто просто хочет «прокачать скилы», «капитанить» пока не планирует, но хочет быть квалифицированным «матросом» и понимать действия шкипера. Опытным членом экипажа можно стать и без специального курса. Достаточно просто ходить на яхте, участвовать в действиях экипажа, помогать шкиперу. Но на курсе прорабатываются и объясняются разные ситуации, которые в реальной практике могут возникнуть только в течение нескольких круизов. А с некоторыми шкипер может столкнуться на десятый раз.

 

Неужто все, кто идет на практический курс, потом регулярно ходят? 

Нет. Приходят люди с разной мотивацией. Для кого-то это способ реализовать интерес к чему-то большему, чем круиз. Иногда после практики люди понимают, что лучше они будут яхтенными туристами, разбирающимися в парусах, чем обремененными ответственностью шкиперами. И не все, оплатившие курс, успешно его проходят. Хотя статистика не такая, как с автомобильными правами — сдающих по десятку раз не бывает.

 

А если совсем нет опыта, можно идти и сдавать на права?

Постепенность лучше. Если вы приходите на практику с опытом, значит у вас есть вопросы. Если есть вопросы, значит эффективность выше. Ну, и время экономится на то, чтобы выучить названия элементов яхты и узлы. Мне, автору этого текста, очень не хватало предыдущего опыта на практическом курсе. Впрочем, его не хватает постоянно ) Невозможно стать умеющим все и готовым к любой ситуации. Это всего лишь путь к….

 

Совмещать изучение теории и практику можно?

Да. Но чем больше времени на практику, тем… больше времени на практику, а не на изучение приливов, морского английского и основ метеорологии )) После 8 часов учебной отработки швартовок, поворотов под парусами, подъемов выпавшего за борт готовность впитывать новую информацию падает.

 

Теория из чего состоит?

Теоретический курс это 40-45 часов в классе, у компьютера или на диване дома с учебником. Еще это вопросы, тесты и упражнения. Можно заниматься в группе, онлайн дистанционно, самостоятельно. Уважающая себя школа даже на практике проверит ваши знания, если вы учились самостоятельно или в другой школе. Факта прохождения теоретического курса не достаточно.

 

Значит теорию можно учить дома. А где проходит практика?

Там, где есть море. Разные школы проводят практику в разных акваториях. Балтика, Северное море, Атлантический океан, Средиземка. 

 

Разница есть?

Да. Есть специфика погодная. Есть некоторые отличия в способах швартовки или постановки на якорь, в радиообмене, навигационных знаках. В Британии или в Нормандии нужно будет уделять много времени расчетам приливов и течений. Но в целом, важнее уровень школы и инструкторов. Хотя есть мнение, что практика в северных, особенно, приливных водах дает будущему шкиперу три дополнительные жизни и лазерный бластер.

Я настолько хорошо подкован в этих вопросах, что хочу понять, есть ли разница между IYT и RYA?

Есть. IYT разрешает проводить и теорию и практику на родном языке курсантов. В нашем случае это русский. На практике RYA все — по-английски. Ну, и если это курс в Британии, Нормандии или Голландии (99% что это будет школа RYA — IYT больше распространены на Средиземном море или на Канарских островах), то будет много приливной практики. Которая нужна для хождения в приливных водах. В Средиземке эти знания достаточны на уровне «знать, где посмотреть в справочнике».

IYT и RYA это две самые распространенные международные системы яхтенного обучения. Это негосударственные организации, которые продвигают свои стандарты. Но надо понимать, что преподаваемые знания, навыки не могут отличаться. Навигация или швартовка везде навигация и швартовка, а хорошая морская практика такова не зависимо от названия сертификата.

Александр Драгони

  • Адрес

  • Связь с нами