В первых карточках про яхтинг мы узнали, что летом или, шире, с апреля по октябрь самое удобное место для яхтенного отдыха — Южная Европа. Не смотря на временные помутнения отношений с Турцией, эту страну отнесем к тому же региону. С точки зрения яхтсмена большой разницы между Турцией или Грецией, например, нет.

Куда же именно ехать и что ждать от поездки?

Сначала расскажу об основных акваториях «Средиземки», а потом на примере одной из них — о типичном недельном круизе.

***

Разве не везде на Средиземном море можно отдыхать на яхте?

Если у вас своя яхта, то везде. Но мы, как и десятки тысяч других людей, используем арендные лодки, поэтому «привязаны» к тем местам, где есть чартерные базы. Это яхтенные порты с компаниями, сдающими в аренду яхты. Есть чартерные компании крупные, есть мелкие. Не все они сконцентрированы в одних акваториях. Но часть регионов привлекают 80% всех отдыхающих под парусом людей. При прочих равных условиях «побеждает» та акватория, где есть острова или береговая линия изрезана так, что путешествие не превращается в движение сначала в одну сторону, а потом по тем же местам в обратную.

Испания

Основная круизная область это Майорка и Ибица. Чартерный флот есть и там, и там. За неделю можно взять яхту на Майорке, дойти до Ибицы и Форментеры и вернуться обратно. Кого-то привлекают клубы, но, кажется, лучше потусить уже после яхтинга, чтобы спокойно спать до 2-3 дня после ночи в клубе. Более продвинутые идут с Майорка в сторону Менорки или Кабреры. В Барселоне тоже есть чартерные яхты, но там как раз история про ровное побережье, что яхтсменам не так нравится.

Испания

Франция

Конечно, Лазурный берег! От Тулона до Ниццы. Там и Сен-Тропе, и Канны, и Антиб. Часть тех, кто едет туда на яхте, привлекают именно названия ) Хотя места сами по себе очень живописны. Между Тулоном и Сен-Торпе есть несколько чудесных островов.

Другая популярная акватория — Корсика. Приходят туда обычно из Италии. На Сардинии и в Тоскане есть большие яхтенный марины. Оттуда удобно начинать маршруты соответственно на юг Корсики и на север. Северный вариант, который включает Эльбу, Капраю, Бастию, в моем субъективном рейтинге находится в первой тройке средиземноморских маршрутов.

Во Франции вы увидите и получите Францию. Как это ни парадоксально или странно ни звучит. Главная причина ехать туда на яхтинг это сама страна. Французы, кухня, розовое вино, некоторая доля южного разгильдяйства и расслабленности.

Франция

Италия

Все самое интересное на итальянском побережье — с запада. От Сан-Ремо до Сицилии сплошное наслаждение видами и морем. Однако большая часть парусных туристов концентрируются в трех регионах: Тоскана, Неаполитанский залив и Вулканические острова на севере Сицилии. Это подтверждает простое правило: чем больше островов и разнообразие маршрутов, тем популярнее акватория. Большая часть итальянских островов именно в этих трех регионах.

Тоскана, Неаполитанский залив и Амальфитанское побережье — эти места нужно увидеть хотя бы раз, если вам нравится исследовать европейское побережье. Это квинтэссенция итальянского. Стиль, немного помпезности. Главное: избегайте ездить туда в августе, когда у итальянцев сезон отпусков. Сложно найти свободное место и цены на стоянки зашкаливают.

Самое известное место на востоке Италии — Венеция. И придти в Венецию с моря это must do! Сотни лет венецианцы были могущественными властителями средиземноморских земель и мореходами. С достаточной долей воображения можно почувствовать себя сопричастным былым походам купцов, завоеваниям и битвам. Если не смотреть со стороны моря направо от города, туда, где индустриальна] застройка, то Венеция выглядит сейчас почти так же как и в Средние века)

Яхту нужно будет пришвартовать в одной из городских марин, и кататься по Гранд-каналу на водных такси — доступ в городские каналы разрешен только жителям.

Италия

Хорватия

А вот в Венецию в основном приходят на яхтах из Хорватии. Хорватии очень сильно повезло с побережьем. У страны сотни и сотни островов, а береговая линия очень изрезана, что создает идеальные условия для яхтинг. В сочетании с любовью хорватов к зарабатываю денег и европейскими инвестициями, это дает большой скачок в развитии инфраструктуры. Марины строятся, флот лодок постоянно растет даже не смотря на кризис. Не зря именно в Хорватии базируются крупные коммерческие парусные проекты вроде TYW или MedSailors.

Яхтенную Хорватию условно можно разделить на три части. Северную с яхтенными портами в Пуле и Риеке, центральную с маринами в Задаре и Биограде-на-море и южную с чартерными базами в Трогире и Сплите. Последнюю из них я бы вообще отнес к лидеру среди яхтенных акваторий Средиземного моря. В некоторых местах одновременно можно увидеть сотню парусов в море.

В Хорватию едут за обилием островов, зелеными горами в качестве пейзажа, красивой архитектурой, доставшейся в наследство от итальянцев, вкусной еда и отличным яхтенный сервисом. Которым, кстати не могут похвастаться французы и итальянцы. Про обилие островов, кстати: иногда проблема — решить, куда идти. Из большинства стоянок в районе Трогира можно за 3-4 часа дойти до десятка других. Хотя, конечно, есть то, что называется milky way — маршрут, по которому идут большинство чартерных яхтсменов. Обычно это действительно самые красивые стоянки и городки в этом регионе. Но иногда жемчужины лежат в стороне, а то, что считается обязательным к посещению, такового не стоит. Отдельным умением яхтенного шкипера является способность составить маршрут так, не только по дням, но и по часам, чтобы не попасть в «пробку» или чтобы было место для стоянки на таком milky way’е.

Хорватия
Хорватия
Хорватия

Черногория

Страна с одним из самых маленьких побережий, но с одной из самых больших и красивых бухт на всем Средиземноморье. Черногория постепенно становится все популярнее, береговая инфраструктура развивается. Надо сказать, в большинстве мест локомотив это стоянки, ремонтные базы, нацеленные на собственников лодок, а не на яхтенных туристов. Но в Черногории это развивается одновременно с чартерным направлением. Страна, «затерянная» между Хорватией и Грецией, понемногу завоевывает свое место под яхтенный солнцем.

Собственно, все более или менее значимые яхтенный места там можно посетить за неделю — не пропустите )

Греция

Скажу сразу: я предвзят в отношении Греции. Это моя любовь. Поэтому то, что мне не нравится в Италии или Хорватии, я считаю милой локальной особенностью в Греции. Острова по-особенному выглядят на горизонте, кухня по-особенному вкусна, городки по-особенному привлекательны. Ну, и самые низкие цены на аренду яхт, стоянки, еду. Также в Греции еще можно найти достаточно близко к туристическим яхтенным местам городки и деревушки, где кажется еще середина двадцатого века.

На фото колонка с электричеством и водой на одной из греческих городских стоянок. Объявление гласит, что для подключения воды надо позвонить по телефону. А маркером ответ кого-то из яхтсменов,что, мол, спасибо за воду, которой никогда нет.

Главные яхтенный районы Греции это: Ионика — Корфу и Левкас, Додеканес — Родос и Кос, Киклады — Миконос, Милос, Санторини и Сардонический залив. На первое место по количеству яхт и туристов я поставлю Саронический залив с главным местом старта тысяч и тысяч круизов: Афинами. Удобно добираться, небольшие переходы, защищенные от непогоды и живописные стоянки. Хотя есть знающие люди, мнение которых я разделяю, что лучшая акватория не только Греции, но и Средиземки вообще, это Ионические острова.

Турция

Несколько лет назад можно было сказать: Турция это яхтенный регион номер один по популярности. Немецкие и австрийские инвестиции, желание турков сделать лучше, чем у соседей (Греции или Хорватии), административные поблажки для мелкого бизнеса, который осваивал берега заливов и бухт, строил причалы и рестораны. Где еще можно было сходить в марине в душ, облицованный мрамором, с безлимитным количеством горячей воды?! )

Политическая ситуация вокруг Турции и кризис сделали свое дело: чартерные компании закрывают свои представительства в Мармарисе и Фетхие и перегоняют флот в Грецию, Черногорию и Хорватию.

Но все равно: Турция одно из самых радушных для яхтсменов мест. Те, кто первый раз ходит на яхте по турецкому побережью, удивляются: «Как будто в другой стране». Действительно, отношение к яхтсменам немного другое, чем к туристам в отелях в Анталии. Люди другие работают в этой сфере. Да, и вообще, есть места, куда только на лодке и можно придти. А турецкая погода позволяет ходить на яхте и купаться даже в ноябре-декабре.

Турция

Ну ок… Стран много, везде классно. А куда ехать-то, если первый раз?

Все равно, отвечу я. Если что-то откликается, надо ехать и пробовать! Понравится вам или нет, похоже, не очень зависит от каких-либо факторов. Главное, выбирайте маршруты с небольшими переходами, не больше 25 миль в день. Даже если есть ветер и вы поставили паруса, через 4-5 часов это становится утомительным. Да, и время на прогулку по суше и купание сокращается )

Чуть не забыл. Еще есть Мальта. Мальта это самое морское государство в Средиземном море. Потому что стоит прямо по середине моря и со всех сторон им окружено. Богатая история. Красивая архитектура, которой много. Необычный город Валетта с большой гаванью. Но если вы не в восторге от высушенных солнцем и невысоких берегов, то лучше сюда специально не ездить.

* Словарь статьи

Марина  — яхтенный порт с удобствами и береговой инфраструктурой

Чартер — аренда яхты на короткий срок для отдыха

Шкипер — «водитель» яхты. Часто смешивается со словом «капитан».

Швартовка — процесс постановки яхту на стоянку к причалу

Погожий летний денек в Шотландии.
Шипение рации…

— Миша, ты уверен, что слева есть проход?

— У меня в лоции на схеме обозначен.
— На моей карте только справа.

— Нормально. Сейчас пройдем…. У меня глубины 8, 5, 4 метра…

Звука посадки на мель слышно не было. Но яхта эффектно остановилась и вздыбилась в узком проходе одной из шотландских бухт. Я сказал «ой» или кто-то другой, не помню. Мы шли на второй яхте следом и у нас конечно было время остановиться.

— Отлив начинается. Подходи к нам быстрее, я сдернуться не могу.

— Готовимся…

Еще на фоне легкого шока от происшествия мы завели аммортизированную буксирную веревку на кормовые «утки». Подошли задним ходом, бросили им свободный конец с привязанным кранцем. Кранец был нужен, чтобы конец веревки не утонул и его могли выловить багром. Как только наши друзья веревку вытащили и завели на свои утки, я дал ход вперед. Сначала медленно, потом сильнее. В сочетании с задним ходом Мишиной яхты это создало усилие достаточное, чтобы первопроходцы слезли с камней.

***

Происшествие это имело в качестве последствия только заплаченные Мишей 1000 фунтов за подъем лодки и работу сюрвеера, специалиста по осмотру лодок и выявлению дефектов. Повреждений у яхты не оказалось.

***

Яхтенные путешествия для моих «пассажиров» это сильные впечатления от, для многих нового, способа отдыха. Это купание в открытом море, когда под тобой полкилометра синей-синей воды. Это вкусная еда в ресторанчиках. Это красивые виды для Инстаграмма. Это тихие вечера на якорных стоянках в диких бухтах. Это огни и шум туристических мест вроде Капри, Мармариса или Ибицы.

Для меня это происшествия, из которых я выбираюсь с той или иной степенью успешности. Это отсутствие происшествий. Это наблюдения за опытом других яхтенных шкиперов. Анализ своего опыта. И, конечно, новые знакомства, красивые зеленые горы, новые места в моем внутреннем «логбуке» и вкусное вино! 🙂

***

Первый раз я попал на борт парусной яхты в 2008 году. И это была учебная лодка «Auriga». Я хотел стать шкипером. Поэтому прошел базовый теоретический курс в Москве, а потом приехал на 10-дневную практику в Турцию. То есть все именно так, как я не рекомендую делать тем, кто сейчас меня спрашивает об оптимальном пути. Уверен, что лучше начинать постепенно.Сначала сходить просто «туристом», потом еще несколько раз. Научиться отличать швартов от шпринга, уметь завязывать хотя бы минимальные 5-6 узлов для разных целей и, пока капитан спит, расходиться с другими судами при подходе к гавани. Потом задать себе вопрос, зачем мне шкиперская любительская лицензия. Получить на него внятный ответ и после этого уже идти учиться.

Я начал с ответа: «Хочу быть профессиональным шкипером». И даже после практики почти сразу проработал наемным шкипером месяц. Это было такое интенсивное «вхождение в профессию». Конечно, с такими «косяками», что сейчас без улыбки или без стыда не вспомнишь. Потом было несколько лет с очень редкими поездками. Постепенно я ходил все чаще. А в прошлом году у меня было суммарно около 4 месяцев на море. Вернее, на морях. Обычно поездки перемежаются перелетами. Из Турции в Норвегию. Из Дании в Голландию. Из Хорватии в Испанию. На частые, особенно с пересадками, перелеты я часто ворчу. Хотя ворчу иногда и на то, что провожу на одной и той же лодке в одной и той же акватории по несколько недель, и нет смены обстановки в виде стран. Иногда ворчу на дерзких и некомпетентных работников причалов, на отсутствие душа и туалета в яхтенной гавани, на обилие туристов на улицах того городка, куда мы заходим. На яхте скучаю по дому и близким, дома скучаю по морю. И каждый раз очень грустно оставлять любую из арендованных на срок поездки яхт.

Самый частый вопрос, который мне задают, это «Были ли какие-то захватывающие истории». Как рассказчику мне обидно, что таких историй мало. Иногда приходится выдумывать заведомо шутливые. Но как шкиперу мне кажется, что это хорошо. Чем меньше происшествий и поводов для историй, тем лучше. Лучшие поводы для рассказов: классное купание в бирюзовой воде, отличные осьминоги за 12 и вкусное розовое за 5 евро в ресторане.

Александр Драгони

  • Адрес

  • Связь с нами