Конечно, рассказ про яхтенные районы Средиземного моря должен продолжиться рассказом про какой-нибудь яхтенный круиз. Далеко ходить не буду: вспомню походы по Тоскане летом 2016-го.

Этим летом я два месяца провел на лодке, которую купили мои друзья. У них в планах коммерческое использование яхты. Мои итальянские круизы были «первым шаром».

Италию выбрали так, как мы обычно выбираем акваторию для какого-то похода: методом перебора. «Здесь мы недавно были. Тут в этом году будет конкуренция с турпотоком. Туда неохота… Едем в Италию!». Решили, что сначала я проведу месяц в Тоскане, а потом месяц в Неаполитанском заливе. Каждую неделю — новый экипаж.

В Тоскану я гнал яхту как раз из Неаполя. Прошел все побережье мимо Рима, Чивитавеккьи. Надо сказать, что это ни с чем несравнимое удовольствие — идти одному на яхте. Особенно, если не ограничен временем. Но это другая история…

Базой для смены экипажей была выбрана марина ди Скарлино: от нее ближе всего было к Эльбе, главному пункту маршрута, и к станции, куда приходит электричка из Рима. Главные задачи, которые мне надо было решать: где закупать продукты на лодку, где стирать постельное белье на весь экипаж и где сделать небольшой ремонт на яхте. Ее купили мои друзья, и во всех вопросах ремонта и обслуживания приходилось полагаться на себя или сторонних ремонтников. На чартерной лодке таких забот нет: любую поломку можно предъявить техникам и попросить все сделать как можно быстрее.

Ну ок, настает суббота. Я мою лодку к приезду гостей. Быстро бегу к автоматической прачечной. По неопытности я просаживаю 6 евро в стиральной машине, как будто это тотализатор. Я ставил на работу. Она не заработала. Помогли прохожие… Потом бегу с чистым бельем обратно. Скоро начнут подтягиваться мои туристы.

Кто-то едет из Флоренции, кто-то из Рима. Там крупные аэропорты. Кто-то приедет не из Москвы и даже не из России. Сейчас организовать свое путешествие легко. Для этого не нужны поводыри из туркомпаний. Даже при минимальном английском можно купить билет, в аэропорту найти выход к вокзалу и сесть на нужный поезд. Билет на который заранее куплен через интернет. Правда, в Италии плохо говорят на английском. Но это и хорошо: меньше смущаешься от слишком хорошего и слишком непонятного языка собеседников, как в Англии, например.

Из-за свободной логистики гости приезжают, начиная с 14-00 и до 21-00. Тех, кто успел приехать в марину до 19-00, я отправляю с местный супермаркет. Он небольшой и чуть дороже городского. Но до города полчаса и 20 евро на такси в одну сторону. Так что мы решаем закупиться на пару дней, благо, на всех предстоящих стоянках есть магазины или рыночки.

Что покупаем в супермаркете? Полноценный набор, как домой. (Да-да! Знаю, все едят по-разному). Сыры, молоко, паста и крупы, овощи и фрукты, мясо свежее и нарезка, хлеб и выпечка, вино и пиво, соусы и джемы. Умножаем количество человек на количество дней — и получаем примерное представление об объеме. Завтраки и обеды готовим на борту: есть полноценная кухня. Ужины обычно в береговых ресторанчиках.

«Алло, это Григорий. Я в Фоллониках. Лучше взять такси или на автобусе можно доехать? Лучше такси. Таксисту говорите, что в марину Скарлино. Наш понтон D. Дельта. Идете до самого конца. На нашей яхте российский флаг. До встречи». Без связи сложно, поэтому я купил местную сим-карту. А яхта у нас была с российской регистрацией, так что ее было легко отличать от местных с итальянскими флагами.

Для каждого прибывшего на лодку, короткая экскурсия. «Вот ваше место в каюте. Вот здесь гальюн. Тут кухня. Вот кран с водой». Яхта немного отличается от жилых домов внутренним пространством. Некоторые устройства функционируют по-другому: так что без объяснений человек или сломает, или не сможет воспользоваться туалетом, например.

Наконец, все собрались. Катя с Мишей сообщают, что после четырех музеев во Флоренции у них была передозировка прекрасного. Открываем розовое и белое… Сергей поведал про бессонную ночь в клубах Рима. Еще одно розовое и теперь красное…. Музыка в ближайшем к нашему понтону баре настойчиво зовет шестерых будущих яхтсменов и они меняют покачивающуюся яхту на привычную среду обитания.

Подъем в семь утра. Иначе в первый день можно прокопаться до полудня. Да, и вообще, чем раньше встаем, тем больше успеваем увидеть. Завтрак, душ. Весь экипаж (на яхте все записаны в судовых документах как crew — члены экипажа) распределен по дежурствам. Забот немного: приготовить завтрак и обед, убрать посуду после еды и помыть яхту. Поскольку на лодке нет обслуживающего персонала (вообще-то если яхта достаточно вместительная, чтобы разместить еще одного человека, в чартерной компании можно заказать хостес — как раз для уборки и готовки), это делаем мы сами.

Торопить никого не хочется, поэтому кофе после завтрака растягивается еще минут на 15. В 9 утра начинаем брифинг-инструктаж. Мне надо рассказать экипажу про безопасность личную и лодки, основные системы на яхте, ресурсы, маршрут, распорядок дня, показать, где лежат огнетушители и где включается магнитола.

Обычно на это уходит час. Потом финальный инструктаж, уже когда все одеты, яхта готова к выходу, про то, что мы делаем при выходе из марины. Обычно шкипер может сделать всю работу: и забрать с берега шпринги и швартовы, и одержать лодку там, где это надо. Но так интереснее: чтобы все чувствовали себя причастными, помогали в управлении яхтой.

У нас был некий утвержденный маршрут, который выглядел как последовательность: ПортоФеррайо — Капрайа — Бастия — Ди Кампо — ПортоАззуро. Обычно я редко следую утвержденному маршруту. Причина в погоде и еще нескольких факторах. Так и в Тоскане я почти всегда шел по часовой стрелке: сначала в Ди Кампо и Бастию.

В Ди Кампо почти нет места для гостевых яхт. Причал занят местными туристическими паромчиками и рыбаками. На оставшиеся 4-5 мест быстро находятся удачливые яхтсмены. Зато там прекрасная якорная стоянка. Большая бухта, где всегда можно найти место, закрытая от господствующих летом северных ветров.

Перевез всех крю (crew) на берег и остался на яхте. За некоторое время шкиперской работы выработались две взаимоисключающие привычки: исследовать каждую новую стоянку ногами и спокойно сидеть на яхте, не удаляясь дальше 20 метров до ближайшего бара.

Договорились, что в 22 буду встречать всех на пирсе. Плюс якорной стоянки в том, что есть очевидная интимность обстановки. Это очень приятно — посидеть на закате всем экипажем среди воды. До ближайшей яхты метров 50. До шумных ресторанов 500. Но это и минус. Приходится переезжать на берег на дополнительной лодочке с подвесным мотором, всем подстраиваться по времени возвращения.

Почему-то этому экипажу городок не понравился. И мне сразу захотелось там побывать. (В итоге, на следующей неделе, место оказалось очень приятным: с тропками наверх невысоких гор, вкусными ресторанами, городской площадью с живыми концертами, длинным пляжем). Зато они купили свежих овощей и фруктов.

Ранним утром — в Бастию. Сначала был штиль и мы шли под мотором. Потом, когда вышли из ветровой тени Эльбы, появился достаточный ветерок. Мы быстро поставили паруса и с удовольствием выключили двигатель. После этого наступает то, ради чего многие идут в море под парусом. И описать это состояние сложно. Как описать чувство, когда идешь на 10-тонной яхте, движимой ветром и огромными кусками ткани? Средняя скорость в 6 узлов (11 км в час) уже не кажется маленькой, как это было на брифинге утром первого дня. Увеличение скорости до 8 узлов по эффекту на экипаж равносильно зимним горкам в детском саду. Воодушевление, адреналин (хотя вырабатывается ли он у детей?), счастье.

Я вспомнил старое развлечение под парусом: в обвязке, которая привязана веревкой к верхушке мачты, человек болтается в полуметре над водой. Это возможно именно под парусом на острых курсах, когда яхта идет с креном, наклонившись. Попробовали все и даже я! Надо же знать, что испытывают туристы).

В Бастии встали в Старый порт. Это самый центр города. Вокруг амфитеатром расходятся дома. Слева замок, справа набережная. Удобства есть, но все аскетично. Вода и электричество 220В на пирсе есть, но душ за деньги и не очень горячий). Хотя это нормально для многих стоянок, особенно в Италии и Франции.

Зато в гавани чистая вода. Это редкость для городских стоянок. Мы поныряли с пирса и часов в 6 вечера пошли гулять. Летом, где бы ты ни был, до 5-6 вечера очень жарко. Поэтому и сиеста. Бесполезно идти в магазин или ресторан в 4 дня — все будет закрыто, кроме супермаркетов или сигаретных киосков.

В Бастии особое очарование Корсики. Это что-то французское, но не совсем. Сильный островной и независимый акцент с добавлением итальянского жаркого. Обязательные кафешки с мороженым. Просторная набережная с памятником Наполеону. Крутые улочки и обветшавшие дома.

Местный музей с билетом за 10 евро и маленький ботанический сад на крыше музея с билетом за 1 евро. Я выбрал сад. Несколько фото оттуда, а потом обратно на яхту. Вообще ждать чего-то особенного от местных музеев в таких городках не стоит. Европейский — не значит, хорошо и интересно сделанный. Например, дом-музей Наполеона в Портоферрайо на Эльбе это почти клон какого-нибудь дома-музея Ленина в… где он там был. Мелкие надписи, ограждающие ограждения и разрозненная мебель тех времен.

Утром я посмотрел свежий прогноз. Наша яхта не очень быстро ходит под мотором. А если против ветра, то совсем медленно. Зато — отлично с парусами. Поэтому мне приходилось очень тщательно планировать маршрут под погоду. В этот раз я увидел, что выгоднее изменить маршрут еще сильнее: сначала пойти на север Корсики, а потом уже на Капраю.

4-часовой переход и мы в Массинаджио. Дружелюбный персонал марины. Много парусных яхт. Единственная улица вдоль берега гавани и отличнейший пляж с мелким и пологим дном. Если не ждать чего-то особенного от посещаемых мест, то такие городки раскрываются и дают массу эмоций, переживание момента.

Утром на Капраю. Маленький островок между Эльбой и Корсикой. Уютная гавань с одной улочкой и целый городок на холме, куда надо идти минут 15. Наверху замок, в который доступ только организованным экскурсиям, и, главное, виды для фото. Что еще надо?!

Экипаж разбредается группками, чтобы собраться вечером в кафешке на набережной. Это одна из лучших едален по всему маршруту. Если вы видите что-то похожее, обязательно заходите: непритязательный внешний вид и занятые столики. Вообще удивительно, что даже там, где вкусные продукты повсеместны и традиции уличной еды сильны, найти вкусную забегаловку чуть проще, чем в России, но тоже не тривиально. Приходится смотреть рейтинги на tripadvisor, ориентироваться на свое чутье, ошибаться, в конце концов.

Часов в 11 выходим в сторону Эльбы. В этом есть некоторый риск. Портоферрайо очень популярная стоянка. Там много чартерных яхтсменов, но еще больше местных. У многих итальянцев моторные яхты, в выходные они покидают материк, бегут на острова. Чем позднее мы приходим на какую-то стоянку, тем меньше вероятность найти место. Иногда приходится делать это в 14-15 часов дня. Так что выход из Капрайи в 11 с 6-часовым переходом это игра на удачу.

Как потом показал опыт, в Портоферрайо в июле место все-таки найти можно даже вечером. Самый пик начинается в августе.

Встаем мы там прямо к городской стенке. Это набережная, на одной стороне которой кафешки и магазинчики, на другой — тротуар и пришвартованные лодки: моторные и парусные. Так что сидишь в кокпите, обедаешь свой поздний обед и смотришь на гуляющих людей, которые смотрят на тебя.

Рядом мороженое, в двадцати метрах от него бар с живой музыкой совсем вечером. Наверху узкие и крутые улицы, пара замков, дом-музей Наполеона, на другом конце гавани археологический музей с нулем посетителей. Так что развлечений много!

Вечером, с 20 примерно, толпы нарядных людей. Кафешки забиты, какой-то матч чемпионата мира, взрослые шумят, дети кричат. Для многих интровертов или привыкших к сдержанности манера итальянцев общаться невыносима. Они кричат, даже если хотят тебе добра. Ну, или так кажется, что они кричат.

Вечером прогулка по городу. Утром поход в замок-музей. В 14 снимаемся и идем в ПортоАззуро. Вообще-то прежнее название местечка было Лонгоне. Так называлась крепость, в которой была тюрьма для отъявленных преступников. Лонгоне даже стало именем нарицательным в Италии. Потом для благозвучия название сменили. Поверьте, «лазурности» в этой гавани не больше, чем во многих других. Просто городишко живописный, как и почти все стоянки тут. Опять крепость, виды сверху, улочки, кафешки. Тут я добыл много экземпляров в свою коллекцию табличек на домах.

Итальянцы любят керамические таблички на домах. С номером и обязательно каким-то рисунком. Это или общий рисунок для этого городишки, или какой-то свой. Иногда это целая сценка!

В Аззуро встаем на якорь. Освежающее купание у членов экипажа. Я разглядываю соседей. Всегда найдется кто-то, привлекающий внимание. На тесной якорной стоянке это отдельное развлечение. Вот толпа итальянской молодежи кормят чаек и сами галдят как чайки. В воде у них гигантский надувной круг и они там плещутся. А рядом какое-то деревянное большое судно с чешским флагом. Видно, что катают туристов. На борту человек десять пьют пиво в раскладных креслах. Интересно, чешское?

От вечерних ужинов, кажется, уже все устали. Опять свежие креветки, мидии, салаты и вино! Хочется просто гамбургер ) Ну, или гречку…

На завтра переход достаточно короткий, часа 4. Удача улыбается нам в виде удобного по силе и направлению ветра. За час до «домашней» марины мы убираем паруса и достаем плавки, купальники и полотенца. Купание в море! Если составлять список «30 отличий в жизни яхтенного туриста от сухопутного» купание в открытом море будет в первой десятке. Даже в первой пятерке.

Часам к четырем пополудни пятницы заходим в марину ди Скарлино. Заправляемся на заправке (экипаж отдельно платит за расход дизеля за весь круиз). Последний раз пришвартовываемся. Каждый раз, когда что-то делается последний раз, есть наполнение особенным ощущением.

На утро субботы все разъезжаются. Лет восемь назад перед отъездом все старались переписать фотографии на внешние диски. Сейчас достаточно знать имени и фамилии человека в фейсбуке.

Александр Драгони

  • Адрес

  • Связь с нами